МЕНЮ
Лучшие советы для вас!
ЗАКРЫТЬ
ГЛАВНАЯ ЭКОНОМИКА КУЛЬТУРА СИМВОЛИКА ИСТОРИЯ АКТИВНЫЙ ОТДЫХ АВТОТУРЫ ВИЗЫ ДЕТСКИЙ ОТДЫХ ОБУЧЕНИЕ ЗА РУБЕЖОМ СТРАНЫ КОНТАКТЫ


Главная -> Культура

Культура

Европейская культура - какие ее главные особенности? Если определить географические границы Европы, то это не представит особых трудностей. Это дело и значительной мере условное. Mы можем условиться считать Европу до Урала или до Волги...

Однако определить особенности культуры Европы, ее духовные границы значительно труднее.

Культура Северной Америки, например, без сомнения европейская, хотя и лежит вне географических пределов Европы. И вместе с тем мы должны признать: если географические границы Европы при всей их "материальности" условны, то духовные особенности европейской культуры безусловны и определенны.

Эти духовные особенности европейской культуры могут быть восприняты непосредственно, и поэтому их существование, не требует доказательств.

Прежде всего культура Европы- личностная культура (в этом ее универсализм), затем она восприимчива к другим личностям и культурам и, наконец, это культура, основанная на свободе творческого самовыражения личности. Эти три особенности европейской культуры опираются на христианство, а там, где христианство в той или иной форме утрачено, европейская культура все равно имеет христианские корни. И в этом смысле понятно, что, отрекаясь от Бога, европейская культура утрачивает и эти три свои чрезвычайно важные особенности.

Коснемся восприимчивости и к другим культурам. То, что Достоевский приписывал в своей знаменитой речи на Пушкинских торжествах только русскому человеку - "Всечеловечность", восприимчивость к чужим культурам, на самом деле является общей основой всей европейской культуры в целом. Европеец способен изучать, включать в свою орбиту все культурные явления, все "камни", все могилы. Все они "родные". Он воспринимает все ценное не только умом, но и сердцем.

Европейская культура это культура универсализма, при этом универсализма личностного характера.

Личностный характер европейской культуры определяет ее особое отношение ко всему, находящемуся за пределами данной культуры. Это не только терпимость, но в известной мере и тяготение к другому. Отсюда и принцип свободы, внутренней свободы.

Все три принципа европейской культуры - ее личностный характер, ее универсализм и ее свобода - немыслимы друг без друга. Стоит отнять одно, как разрушаются две оставшиеся. Стоит отнять универсализм и признавать только свою культуру, как гибнет свобода. И наоборот. Это доказали национал-социализм и сталинизм. Основа личности - свобода самовыражения. Только свобода предоставляет человеку личное достоинство. Личность вырастает только при существовании обратной связи с другими личностями.

Общество только тогда общество, а не толпа, не "население" когда оно состоит из личностей, обращенных друг к другу, способных охотно понять друг друга, а благодаря этому предоставить другому свободу - "для чего-то" - для самореализации в первую очередь. Необходима терпимость, иначе невозможно существование общества без на-силия и может существовать только общество без личностен, общество чиновников, рабов, поведение которых регулируется только страхом наказания.

Однако и одной терпимости недостаточно. Необходимо взаимопонимание. Не отказ от вмешательства в духовную жизнь личности (что может быть гарантировано государством), а понимание духовной жизни другого, признание за ней некоей правды, хотя бы и неполной.

Итак, три основания культуры Европы: личностность, универсализм и свобода. Без одного из этих основании не могут существовать два других, но н полное осуществление одного из них требует реализации двух других.

Основа же европейской культуры - христианство, решившее проблему личности. Единственная из религий, в которой Бог личность.

Три основания европейской культуры очевидным образом связаны с ее миссией: сохранить в своих недрах, в своей науке и понимании все культуры человечества - как ныне существующие, так и ранее существовавшие.

У каждой культуры и у каждого культурного народа есть своя миссия в истории, своя идея. Но именно эта миссия и эта идея подвергаются целенаправленным атакам зла и могут обернуться "антимиссией". Зло, по моему убеждению, - это прежде всего отрицание добра, его отражение со знаком минус. Зло выполняет свою негативную миссию, атакуя наиболее характерные черты культуры, связанные с ее миссией. с ее идеей.

Чем сильнее добро, тем опаснее его "противовес" - зло, несущее в себе индивидуальные черты культуры, но опять-таки со знаком минус. Так, например, если народ щедр и щедрость его является наиболее важнои чертои, то злое начало н нем будет расточительство, мотовство. Если наиболее приметная черта народа состоит в точности, то злом окажется нестабильность, доведенная до полной бессердечности и душевнои пустоты.

Призрачная индивидуальность зла порождается творческой индивидуальностью добра. Зло лишено самостояте-льного творческого начала. Зло состоит в нетворческом отрицании и нетворческом противостоянии добру.

Из сказанного о характерных особенностях зла становится понятным, почему в европейской культуре зло проявляет себя прежде всего в форме борьбы с личностным началом в культуре, с терпимостью, со свободой творчества, выражает себя в антихристианстве, в отрицании всего того. в чем состоят основные ценности европейской культуры. Это религиозные противостояния Средневековья и тоталитаризма XX века с его расизмом, стремлением подавить творческое начало, сведя его к одному скудному направлению, уничтожению целых наций и сословий.


 
PANEURO.RU © 2019 ВСЕ ПРАВА ЗАЩИЩЕНЫ