культура европы  Европа культура европы культура европы
 
культура европы - история, развитие, русская культура
культура европы
культура европы
культура европы
 / 
Культура
культура европы
культура европы
культура европы
культура европы

культура европыОтели и cпецпредложениякультура европыкультура европы
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля
Туры из Москвы
 тел. (495) 921-38-81
страна
курорт
тип тура

культура европы

 

Европейская культура - какие ее главные особенности? Если определить географические границы Европы, то это не представит особых трудностей. Это дело и значительной мере условное. Mы можем условиться считать Европу до Урала или до Волги...

Однако определить особенности культуры Европы, ее духовные границы значительно труднее.
К
ультура Северной Америки, например, без сомнения европейская, хотя и лежит вне географических пределов Европы. И вместе с тем мы должны признать: если географические границы Европы при всей их "материальности" условны, то духовные особенности европейской культуры безусловны и определенны.

Эти духовные особенности европейской культуры могут быть восприняты непосредственно, и поэтому их существование, не требует доказательств.

Прежде всего культура Европы- личностная культура (в этом ее универсализм), затем она восприимчива к другим личностям и культурам и, наконец, это культура, основанная на свободе творческого самовыражения личности. Эти три особенности европейской культуры опираются на христианство, а там, где христианство в той или иной форме утрачено, европейская культура все равно имеет христианские корни. И в этом смысле понятно, что, отрекаясь от Бога, европейская культура утрачивает и эти три свои чрезвычайно важные особенности.

Коснемся восприимчивости и к другим культурам. То, что Достоевский приписывал в своей знаменитой речи на Пушкинских торжествах только русскому человеку - "Всечеловечность", восприимчивость к чужим культурам, на самом деле является общей основой всей европейской культуры в целом. Европеец способен изучать, включать в свою орбиту все культурные явления, все "камни", все могилы. Все они "родные". Он воспринимает все ценное не только умом, но и сердцем.

Европейская культура это культура универсализма, при этом универсализма личностного характера.

Личностный характер европейской культуры определяет ее особое отношение ко всему, находящемуся за пределами данной культуры. Это не только терпимость, но в известной мере и тяготение к другому. Отсюда и принцип свободы, внутренней свободы.

Все три принципа европейской культуры - ее личностный характер, ее универсализм и ее свобода - немыслимы друг без друга. Стоит отнять одно, как разрушаются две оставшиеся. Стоит отнять универсализм и признавать только свою культуру, как гибнет свобода. И наоборот. Это доказали национал-социализм и сталинизм.
Основа личности - свобода самовыражения. Только свобода предоставляет человеку личное достоинство. Личность вырастает только при существовании обратной связи с другими личностями.

Общество только тогда общество, а не толпа, не "население" когда оно состоит из личностей, обращенных друг к другу, способных охотно понять друг друга, а благодаря этому предоставить другому свободу - "для чего-то" - для самореализации в первую очередь. Необходима терпимость, иначе невозможно существование общества без на-силия и может существовать только общество без личностен, общество чиновников, рабов, поведение которых регулируется только страхом наказания.

Однако и одной терпимости недостаточно. Необходимо взаимопонимание. Не отказ от вмешательства в духовную жизнь личности (что может быть гарантировано государством), а понимание духовной жизни другого, признание за ней некоей правды, хотя бы и неполной.

Итак, три основания культуры Европы: личностность, универсализм и свобода. Без одного из этих основании не могут существовать два других, но н полное осуществление одного из них требует реализации двух других.

Основа же европейской культуры - христианство, решившее проблему личности. Единственная из религий, в которой Бог личность.

Три основания европейской культуры очевидным образом связаны с ее миссией: сохранить в своих недрах, в своей науке и понимании все культуры человечества - как ныне существующие, так и ранее существовавшие.

У каждой культуры и у каждого культурного народа есть своя миссия в истории, своя идея. Но именно эта миссия и эта идея подвергаются целенаправленным атакам зла и могут обернуться "антимиссией".
Зло, по моему убеждению, - это прежде всего отрицание добра, его отражение со знаком минус.
Зло выполняет свою негативную миссию, атакуя наиболее характерные черты культуры, связанные с ее миссией. с ее идеей.

Чем сильнее добро, тем опаснее его "противовес" - зло, несущее в себе индивидуальные черты культуры, но опять-таки со знаком минус. Так, например, если народ щедр и щедрость его является наиболее важнои чертои, то злое начало н нем будет расточительство, мотовство. Если наиболее приметная черта народа состоит в точности, то злом окажется нестабильность, доведенная до полной бессердечности и душевнои пустоты.

Призрачная индивидуальность зла порождается творческой индивидуальностью добра. Зло лишено самостояте-льного творческого начала. Зло состоит в нетворческом отрицании и нетворческом противостоянии добру.

Из сказанного о характерных особенностях зла становится понятным, почему в европейской культуре зло проявляет себя прежде всего в форме борьбы с личностным началом в культуре, с терпимостью, со свободой творчества, выражает себя в антихристианстве, в отрицании всего того. в чем состоят основные ценности европейской культуры. Это религиозные противостояния Средневековья и тоталитаризма XX века с его расизмом, стремлением подавить творческое начало, сведя его к одному скудному направлению, уничтожению целых наций и сословий.

Исходя из сказанного, обратимся к чертам добра и зла в русской культуре, в русском народе.

Русская культура всегда была по своему типу европейской культурой и несла в себе все три отличительные осо-бенности. связанные с христианством: личностное начало, восприимчивость к другим культурам (универсалиям) и стремление к свободе.
Славянофилы единодушно указывали на главный признак (особенность) русском культуры - ее соборность. И это верно, если ограничиваться только положительной стороной русской культуры. Соборность - это одна из форм тех трех начал европейской культуры, которые так для нее характерны.
Соборность- это проявление христианской склонности к общественному и духовному началу. В музыке - это хоровое начало. И оно, действительно, очень характерно для музыки церковной. для музыки оперной (оно отчетливо выражено у Глинки, Мусоргского). В хозяиственнои жизни - это община (но только в лучших ее проявлениях).

С этим соседствует терпимость в национальных отношениях. Вспомним, что легендарное начало руси было ознаменовано совместным призванием варяжских князеи, в ко-тором вместе участвовали и восточносланянские, и финню-угорские племена, а в дальнеишем государство Руси было всегда многонациональным. Универсализм и прямая тяга к другим националным культурам были характерны и для Древней Руси, и для России XVIII - XX веков.

Здесь снова вспомним Достоевского с его характеристикой русских в его знаменитой речи на Пушкинских торжествах.
Но ведь это крайне характерно и для русскои науки. Российская императорская Академия наук создала замечательное востоковедение. Там работали великие китаеведы. арабисты, монголоведы, тюркологи, финно-угроведы. Петербург и Москва были центрами армянской и грузинской культуры.

Стоит обратить внимание и на то, что старая столица России Петербург была средоточием различных европеиских искусств. Здесь строили итальянцы, голландцы. французы, шотландцы, немцы. Здесь жили немцы, шведы. французы - инженеры, ученые, художники, музыканты. декораторы, садоводы...
Для Древней Руси и Московской России вплоть до XVIII века было характерно утверждение государственной жизни на общественных началах (мое утверждение может по-казаться парадоксальным, но это именно так).

Князь в Древнеи Руси начинал свои день с совещания с дружинои, в которую входили военные и светские. Постоянно созывались княжеские "снемы" (съезды). Народ в Новгороде, Киеве, Пскове и в других городах сходился на вечевые собрания, хотя точный статус их недостаточно прояснен. В Московскои Руси огромное значение имеют Земские и церковные соборы.
Неоднократно употребляемые в документах XVI-XVII вв. формулы - "великий государь говорил, а бояре приговорили" (т.e. постановили) или "великий государь сказал, а бояре не приговорили" свидетельствуют об относительности власти Государя.

Стремление парода к свободе, к "воле" выражалось в постоянных передвижениях населения на Север. Восток и Юг. Крестьяне стремились уйти от власти государства в казачество, за Урал. в дремучие леса Севера. При этом следует заметить, что национальная вражда с местными племенами была относительно незначительной. Не подлежит сомнению и глубокая привязанность народа к старине, выразившаяся в традиционности церковного распорядка и в движении староверов.

Амплитуда колебаний между добром и злом в русском народе чрезвычаино велика. Русскии народ - народ крайностеи и быстрого и неожиданного перехода от одного к другому, а потому - народ непредсказуемой истории.

Вершины добра соседствуют с глубочайшими ущельями зла. И русскую культуру постоянно одолевали "противовесы" добру в ее культуре: взаимная вражда, тираничность, национализм, нетерпимость. Снова обращу внимание на то, что зло стремится разрушить наиболее ценное в культуре. Зло деиствует целенаправленно, и это свидетельствует о том, что у "зла" существует "сознание". Если бы сознательного начала в зле не существовало, оно должно было бы прорываться только на слабых участках, тогда как в национальном характере, в национальных культурах оно, как я уже говорил, атакует вершины.

Поразительно, что атакам зла подвергались в русской культуре все ее европейские, христианские ценности: соборность, национальная терпимость, общественная свобода. Зло действовало особенно интенсивно в эпоху Грозного (она не была характерной для русской истории), в царствование Петра, когда европеизация соединялась с закабалением народа и усилением государственной тирании. Своего апогея атаки зла в России достигли в эпоху Сталина и "сталинщины".

Характерна одна деталь. Русский народ всегда отличался своим трудолюбием и, точнее, "земледельческим трудолюбием", хорошо организованным земледельческим бытом крестьянства. Земледельческий труд был свят. И вот именно крестьянство и религиозность русского народа были усиленно уничтожаемы. Россия из "житницы Европы", как ее постоянно называли, стала "потребительницей чужого хлеба". Зло приобрело материализованные формы.
Обращу внимание на одну поразительную особенность зла в наше время.

Как известно, простейшая и наиболее сильная ячейка общества, его слитности при условии свободы - семья. И в наше время, когда русская культура имеет возможность выпутаться из сетей зла - нетерпимости, тирании, деспотизма, оков национализма и прочего, - именно семья как бы "беспричинно", а на самом деле, вероятнее всего, целенаправленно, становится главной мишенью зла. Мы все должны, особенно у нас на родине, осознать эту опасность.

Журнал "Наше наследие". М., 1996. №6.

культ прекрасной дамы

Из глухих времен Средневековья, окутанных плотным туманом легенд, позднейших вымыслов и экзальтированного христианского мистицизма, дошли до нас с десяток понятий, каждое из которых прочно укоренилось в сознании вереницы поколений. Оставим в стороне футбол, значки и прочие детали современного быта, введенные в обиход именно тогда. Сквозь тьму времен перед нами отчетливо высвечивается таинственный женский лик - Прекрасная Дама! Средневековье - время чудес. Именно к области чудесного можно отнести волшебное преображение женского образа из малозаметной детали семейного обихода в загадочную и многоликую, пережившую столетия Незнакомку

культура византии

культуре Византии по праву принадлежит видное место в развитии Европы. Культурное влияние Византии, как известно, пережило саму империю. Поэтому византийская цивилизация вызывает живой интерес у людей современной
эпохи.

культура эпохи возраждения

Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и не только идеи, рождением ее деятельного носителя - нового субъекта культуры - гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю человеческой культуры.


культура европы

культура европы
Австрия
Англия
Андорра
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Голландия
Греция
Дания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Латвия
Литва
Люксембург
Мальта
Монако
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Россия
Румыния
Сербия
Словакия
Словения
Турция
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Швейцария
Швеция
Шотландия
Эстония
культура европы
культура европы

О проекте |Карта |Рекомендуем
(c) Void Limited Co, 2005
www.paneuro.ru
культура европы Rambler's Top100