культура финляндии Финляндия культура финляндии культура финляндии
 
культура финляндии - традиции, быт, музеи, замки
культура финляндии
культура финляндии
культура финляндии
 / 
Культура
культура финляндии
культура финляндии
культура финляндии
культура финляндии

культура финляндииОтели и cпецпредложениякультура финляндиикультура финляндии
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля
Туры из Москвы
 тел. (495) 921-38-81
страна
курорт
тип тура

культура финляндии

 

культура финляндии
Своими корнями культура Финляндии уходит в обычаи и верования древних финнов. В дохристианские времена почитались "силы земли" и "духи природы". Существовали десятки языческих богов, наиболее почитаемыми из которых были верховный бог Укко, символизирующий гром и молнию, и его жена - мать природы Рауни. Природа была неотделима от религиозных воззрений. Древние верования сливались с повседневной жизнью, что значительно препятствовало распространению христианства, начавшего проникать в Финляндию как с Запада, так и с Востока в конце первого тысячелетия нашей эры. Постепенно древние, восходящие к природе ритуалы перешли в христианские праздники и дни различных святых.

В 12 - 14 вв. территория Финляндии стала ареной борьбы между Шведским королевством и Новгородским княжеством. В 1323 году был заключен Ореховский мир, согласно которому за Швецией осталась Западная и Южная Финляндия, а большая часть Карелии отошла к Новгороду. Это привело к тому, что формирование национальной финской культуры происходило под сильным влиянием как католической, так и православной церковных культур. Однако, как показывает национальный эпос "Калевала", состоящий из руин, собранных видным финским просветителем Элиасом Ленротом в 20-е - 30-е годы 19 века, несмотря на внешние влияния традиционная культура являлась основным слагаемым в процессе становления национальной культуры. Косвенным свидетельством силы традиционной культуры является то, что доля заимствований в финском языке составляет только 15%.

Древнейшими памятниками финского зодчества являются средневековые замки-крепости, а также деревянные церкви с колокольнями, построенные в ХVIII в. народными мастерами-плотниками. Ценнейшим архитектурным и историческим памятником Финляндии является Кафедральный собор в г.Турку, построенный в конце ХШ в. и ставший главным храмом финской лютеранской церкви.

Виднейшим представителем неоклассицизма в финской архитектуре ХIХ в. был К.Л.Энгель (1778-1840), создатель монументального архитектурного ансамбля вокруг Сенатской площади в Хельсинки, автор проектов многих церквей, усадеб и других зданий.

Для финской архитектуры конца прошлого столетия был характерен стиль национального романтизма, который заимствовал свои идеи из карельского деревянного зодчества, архитектуры средневековых церквей, а также распространенного тогда в Европе стиля "Югенд". Виднейшими представителями этого течения были Элиель Сааринен (1873-1950), Армас Гезеллиус (1874-1916) и Армас Линдгрен (1874-1929), создавшие свое архитектурное бюро и спроектировавшие здание Национального музея в Хельсинки и усадьбы-ателье Виттреск близ Хельсинки.

Главным архитектурным сооружением Э.Сааринена в Финляндии считается здание железнодорожного вокзала в Хельсинки, сочетающее в себе черты национального романтизма и классицизма. Позднее по проектам Э.Сааринена было построено большое число зданий в США, куда архитектор переселился в 1923 г. В стиле национального романтизма построено здание Национального театра в Хельсинки (автор проекта - Онни Тарьянне), а также целый ряд других общественных и жилых зданий.

В 1920-е годы преобладающими вновь стали идеалы классицизма и более рациональное стилевое мышление. Наиболее монументальным воплощением этого архитектурного стиля является здание парламента, спроектированное И.С.Сиреном (1889-1961).

С конца 1920-х годов в архитектуре Финляндии стал развиваться функционализм. Всемирно известным представителем этого течения является Алвар Аалто (1898-1976), чей талант проявился во многих областях зодчества: в планировке городских массивов и сельских населенных пунктов, проектах отдельных зданий общественного назначения, в разработке интерьеров и дизайне. За свою жизнь А.Аалто принял участие в 71 конкурсе, и в 27 его проекты получали первую премию. Он является создателем известного дворца "Финляндия" в Хельсинки. В 1943-58 годах А.Аалто был председателем Союза финских архитекторов.

Представителями позднего функционализма в архитектуре Финляндии были Вилье Ревель, Хейкки Сирен и Аулис Блумстедт.

В 1970-е годы в финской архитектуре преобладает конструктивизм, а в 1980-е годы господствующими становятся модернизм и стремление к гармонии с окружающей природной и социальной средой. Наиболее интересными сооружениями, построенными в этом стиле, являются церковь Темппелиаукио ("Церковь в скале") в Хельсинки, городской театр в Лахти, городская библиотека и культурный центр в Тампере, культурный центр в Эспоо. Из финских архитекторов современного периода заслуживают упоминания Тимо Пенттиля, Пекка Питкянен, Ола Лайхо, Илпо Каунио, Осмо Лаппо, Кейо Петяя, Тимо Вормала и ряд других.

В Финляндии регулярно проводятся семинары и симпозиумы по вопросам архитектуры. Главным из них является международный симпозиум им.А.Аалто, который устраивается раз в три года в г.Ювяскюля. Ежегодно присуждается несколько премий в области архитектуры. Наиболее почетными из них являются Государственная премия и премия "Сафа" Союза архитекторов Финляндии.

Многим финским архитекторам присуждались международные премии. В настоящее время финское проектирование за рубежом становится все более частым явлением.

Старейшими памятниками финской живописи являются росписи средневековых каменных и деревянных церквей. Видными церковными живописцами того времени были Хенрикус Пиктор и Микаэль Топелиус. Одним из основных направлений в ХУШ в. становится портретная живопись, которая представлена, в частности, Исааком Ваклином (1720-1758). На рубеже ХVIII и ХIХ веков начинает приобретать популярность жанровая живопись, видным представителем которой стал Александер Лауреус (1783-1823).

Новый период в истории финской живописи начался с созданием в 1846г. Общества художников Финляндии, которое стало проводить выставки и организовало начальное художественное обучение. В ходе деятельности Общества возникла первая в стране публичная коллекция произведений изобразительного искусства, положившая начало национальной художественной галерее "Атенеум".

К национальной тематике впервые обратился Роберт Вильгельм Экман (1803-1873), использовавший в своих работах сюжеты из "Калевалы". Первым крупным финским пейзажистом был Вернер Холмберг (1830-1860), ставший членом Петербургской Академии художеств. К крупнейший художникам-анималистам прошлого века относятся братья Магнус (1805-1868) и Фердинанд (1822-1906) фон Рихт.

Расцвет финской живописи (т.н. золотой период) приходится на последние десятилетия ХIХ в. Наиболее яркими представителями этого периода были: Альберт Эдельфельт (1854-1905), также ставший членом Петербургской Академии художеств; Аксели Галлен-Каллела (1865-1931) - живописец, график и дизайнер, творчество которого стало национальной гордостью Финляндии; Ээро Ярнефель (1863-1937) - крупнейший портретист и бытописатель; Пекка Халонен (1865-1933) - создатель монументальных композиций и мастер лирического пейзажа. Одной из интереснейших финских художниц конца XIX-начала XX века была Хелен Шерфбек (1862-1946).

Крупнейшими представителями символизма в финской живописи стали Магнус Энкель (1873-1925) и Хуго Симберг (1873-1917). В 1930-е годы в Финляндии отмечают признаки сюрреализма. В то же время появились и первые художники-наивисты - Сулхо Сипиля (1895-1949), Вилхо Лампи (1898-1936). Одним из виднейших финских пейзажистов текущего столетия был Аймо Канерва (1909-1992). Из представителей неореализма 1960-70-х годов следует отметить Яакко Сиевянена, Эско Тирронена, Юхани Харри, Киммо Кайванто и Рейдара Сярестениеми.

В 1950-е годы испытала новый подъем финская графика. Среди художников этого жанра особой индивидуальностью выделяются Пентти Каскипуро и Пентти Лумикангас.

Ежегодно Общество художников Финляндии проводит в Хельсинки крупную выставку-смотр современного финского изобразительного искусства; также ежегодно кто-либо из финских художников, достигших наиболее интересных результатов в своем творчестве, объявляется Художником Года.

В 1988 г. возникло новое творческое объединение "Муу", представляющее художников, работающих в области сценического и видеоискусства.

К первопроходцам финского скульптурного творчества относятся Эрик Кайнберг (1771-1816), черпавший вдохновение в образах "Калевалы", и Карл Энеас Шестранд (1828-1909), художник реалистического направления. Вальтер Рунеберг (1838-1920) был представителем классицизма, к числу его главных работ относятся памятник поэту Й.Л.Рунебергу на бульваре Эспланада и памятник императору Александру II на Сенатской площади в Хельсинки.

Одной из наиболее ярких фигур первой половины ХХ века был скульптор Вилле Валгрен (1885-1940), работавший как в монументальном, так и в миниатюрном жанрах. Самой знаменитой его работой стала скульптура-фонтан "Хавис Аманда" на рыночной площади в Хельсинки.

Большую международную известность приобрел финский скульптор Вяйне Аалтонен (1894-1966), работавший с бронзой, керамикой, мрамором и гранитом. Основными его работами являются памятник Алексису Киви на привокзальной площади в Хельсинки, четыре статуи на мосту Хямеенсилта в Тампере и статуя Пааво Нурми около Олимпийского стадиона в Хельсинки.

Из современных финских скульпторов-женщин выделяются Эйла Хилтунен, создательница знаменитого монумента Я.Сибелиусу носящем его имя парке в Хельсинки, и Лайла Пуллинен, ставшая известной своими работами в бронзе и меди, выполненными методом взрыва.

Особое место занимают мастера деревянной скульптуры Кайн Таппер, Мауно Хартман, Ээва Рююнянен, Хейкки Виролайнен и Алппо Яакола

йоулупукки

Его сани летают. Его олени разговаривают, его мешок всегда полон подарков. Его знают во всем мире и в каждой стране называют по-своему: Пер Ноэль, Юлбокк, Фаттер Кристмасс, Дед Мороз... Но на своей родине, в Финляндии, он больше известен как Йоулупукки. В переводе имя звучит не слишком симпатично - Рождественский козел. Столь странное прозвище финский Санта-Клаус получил благодаря деревенским жителям, которые в Рождественскую ночь надевали козлиную шубу и разносили по домам подарки. Говорят, что именно эти самозванцы спугнули Санту.

кинемотография в финляндии

За последние двадцать лет в Финляндии было создано около 350 художественных фильмов, в среднем 15-20 фильмов в год. Число это можно считать достаточно высоким, принимая во внимание 5-миллионное население Финляндии и тот факт, что кинорынок все больше захватывает поток фильмов из США.

литература финляндии

Своими корнями литература Финляндии до сих пор черпает жизненные силы, с одной стороны, в глубокой древности, в источниках устной финской народной традиции и анонимной поэзии, в мире ”Калевалы”, а с другой – через шведскую культуру в европейской традиции, еще на протяжении длительного времени после отделения Финляндии вследствие шведско-российской войны и превращения в 1809 году в великое княжество России. С помощью этих связей, 150 с лишним лет назад, независимая финляндская литература стала искать свое место в европейской культуре.

финская кухня

Финские национальные блюда редко когда готовят в других странах. Финны никогда не отличались богатством, а за урожай всегда были вынуждены бороться. Их выручали рыбные богатства прибрежных морских вод и внутренних озер. Поэтому приготовление блюд из рыбы стало в Финляндии традиционным.

финская музыка

Сила финской музыкальной жизни в ее самобытности. В отличие от соседних Швеции и Норвегии, в Финляндии не было королевского двора, поддержавшего музыкальную жизнь и финансировавшего, в частности, до рогостоящие оперные представления. Поэтому финская музыка уходит глубоко корнями в уникальную народную традицию. Без преувеличения можно сказать, что национальный эпос “Калевала” (1835) является основой финской культуры – в том числе и музыкальной.

финские танцы

В Финляндии танец всегда был межнациональной формой искусства, с тесными связями с соседними крупными городами, такими как Стокгольм и Санкт-Петербург. Влияние Санкт-Петербурга на развитие балета в Финляндии бесспорно, а Стокгольм стал в течение нашего столетия вторым домом для многих финских танцоров.


культура финляндии

культура финляндии
Австрия
Англия
Андорра
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Голландия
Греция
Дания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Латвия
Литва
Люксембург
Мальта
Монако
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Россия
Румыния
Сербия
Словакия
Словения
Турция
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Швейцария
Швеция
Шотландия
Эстония
культура финляндии
культура финляндии

О проекте |Карта |Рекомендуем
(c) Void Limited Co, 2005
www.paneuro.ru
культура финляндии Rambler's Top100