экономика польши Польша экономика польши экономика польши
 
экономика польши
экономика польши
экономика польши
экономика польши
 / 
Экономика
экономика польши
экономика польши
экономика польши
экономика польши

экономика польшиОтели и cпецпредложенияэкономика польшиэкономика польши
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля
Туры из Москвы
 тел. (495) 921-38-81
страна
курорт
тип тура

экономика польши

 

экономика польши

Инфраструктура

"В высоко развитых обществах наблюдается сильная тенденция к переходу от экономики, опирающейся на труд и капитал, к экономике, опирающейся на знания, в которой принципиальную роль играет информация и информационные технологии. Ключевым заданием Польши является участие в процессе строительства эры информатики путем использования передовых технологий информационного общества, создание условий для обеспечения непосредственного доступа к информации, формирование сознания общества и развитие его интеллектуального и экономического потенциала. Интеграция Польши в структуры Европейского Союза делает необходимым приведение польских решений и стандартов в соответствие с требованиями формирующегося современного общества, опирающегося на информационные технологии". План действий, нацеленных на развитие информационного общества в Польше на 2001-2006 гг. Программа e-Polska.

По количеству компьютеров Польша по-прежнему отстает от среднего европейского показателя, но польский рынок информатики стремительно развивается. Свои представительства в Польше имеют крупнейшие мировые компьютерные фирмы - от IBM и Oracle до Microsoft. Все они принимают активное участие в развитии польского рынка информатики, в том числе организуя конференции, на которых обсуждаются направления развития польского Интернета или B2B (business to business). Появились также польские компьютерные фирмы: Optimus, Prokom, ComputerLand, Softbank, ComArch. Все они котируются на варшавской Бирже ценных бумаг.

Общая стоимость польского рынка IT (Information Technology) сегодня оценивается примерно на 2,7 млрд. долларов (2,37 млрд. евро), и это без учета телекоммуникационных операторов. Динамика роста стоимости этого рынка огромна. Она считается рекордной в польской экономике и многократно опережает темп роста ВВП. Меняется также структура деятельности, уменьшается доля продажи оборудования (hardware) - с 62% в 1997 г. до неполных 43% в 2000 г., в пользу продажи услуг и программного обеспечения (software), соответственно с 38% до показателя свыше 57%.

Фактором, который способен придать динамику сфере IT в Польше является Интернет. По оценкам специалистов, доступ к нему имеет лишь около миллиона пользователей. Однако количество подключений к Сети будет стремительно расти как среди индивидуальных пользователей, так и среди прежприятий. Об этом говорят данные опросов, проводимых всеми научно-исследовательскими центрами. Около 60% польских предпринимателей, участвовавших в такого рода опросах, утверждают, что только доступ к Интернету поможет им эффективно вести бизнес.

Шансом для ускорения процесса информатизации Польши и увеличение численности пользователей Интернета является использование электрической сети. В Польше активно ведутся тесты по использованию электросети в системе стационарной телефонной связи и доступе к Интернету. Польша может стать третьей страной в Европе после Швейцарии и Германии, где услуги по предоставлению доступа к Интернету с помощью электрической сети будут предлагаться на коммерческой основе.

Нынешнее правительство продолжает подготовку реализации программы e-Polska, которая позволит:

  • обеспечить недорогой, быстрый и безопасный доступ к Интернету;
  • увеличить уровень образованности общества;
  • пользоваться услугами органов государственной администрации через Интернет;
  • создать систему, обслуживающую обмен информацией между учреждениями государственной администрации, фирмами и гражданами;
  • сохранить позицию лидера в регионе Центральной и Восточной Европы;
  • наверстать упущенное и преодолеть дистанцию, отделяющую Польшу от наиболее экономических развитых государств мира.

"Новая экономика, построенная на фундаменте информатики, телекоммуникации и средств массовой информации, всё более активно проникающих друг в друга, является надеждой рынка капитала". Януш Левандовский, бывший министр преобразований форм собственности.

Связь

Рынок стационарной телефонной связи в Польше открыт для конкуренции в секторе местных и междугородних переговоров. Либерализация рынка ожидается также в секторе международных переговоров. Кроме того, Польша планирует открыть рынок почтовых услуг. Идет работа над программой, которая должна в соответствии с директивами Европейского Союза подготовить польский рынок почтовых услуг к постепенному открытию для европейских конкурентов.

Крупнейшим оператором телефонной связи в Польше является Telekomunikacja Polska S.A. (А/О Польская Телекоммуникация). В опубликованном "Financial Times" в мае 2001 г. рейтинге 500 крупнейших фирм Европы TP S.A. заняла первое место среди фирм Центральной и Восточной Европы. В масштабах всей Европы Telekomunikacja Polska S.A. заняла 170-е место, опережая многие западные фирмы, в том числе немецкую авиакомпанию Lufthansa. По тогдашним оценкам экспертов, рыночная стоимость TP S.A. достигала почти 9,6 млрд. долларов США. В настоящее время во владении Государственной казны осталось чуть более одной пятой части общего количества акций этой фирмы.

Кроме обеспечения стационарной телефонной связи TP S.A. занимается передачей данных, сдачей в аренду линий связи (в том числе - линий спутниковой связи) и предоставляет услуги в области радиосвязи. Крупнейшими конкурентами TP S.A. на этом рынке являются фирмы: Netia, Telefonia Lokalna (Местная Телефония) Dialog, El-Net, Niezależny Operator Międzystrefowy (Независимый Межзонный Оператор) и Energis. В конце 2001 г. эти фирмы в совокупности обслуживали около 740 тыс. абонентов.

Годом очередных перемен на рынке телекоммуникации стал 2002 г. Самым главным изменением считается упразднение концессий на предоставление услуг в области телефонной связи. Законодательство, касающееся телекоммуникации, позволило вести деятельность такого рода на основе разрешения, которое стоит намного дешевле концессии, а процедуры по его получению гораздо проще.

В Польше действуют три оператора мобильной связи:

  • Centertel, входящий в группу TP S.A., обслуживающий сеть Idea Centertel
  • Polkomtel S.A., обслуживающий сеть Plus GSM
  • Polska Telefonia Cyfrowa S.A. (А/О Польская Цифровая Телефония) - оператор, обслуживающий сеть Era GSM

Три оператора сотовой связи обслуживают в общей сложности около 11 миллионов абонентов. Численность пользующихся мобильными телефонами превышает численность абонентов стационарной связи. Количество абонентов сотовой связи постоянно растет, и до конца 2005 г. мобильный телефон будет иметь каждый второй житель Польши. Тарифы в сетях сотовой связи постоянно снижаются, а телефонный аппарат можно купить за символическую сумму в 1 злотый. Среднестатистический поляк говорит по мобильному телефону в среднем 170 минут в месяц и высылает 8 кратких сообщений (SMS).

В Польше уже известны результаты тендера на предоставление услуг в системе мобильной телефонной связи третьего поколения - UMTS. Концессию на UMTS в Польше получили уже действующие на польском рынке операторы сотовой связи. Но по причине отсрочки введения в действие новой системы во всем мире, старт телефонии 3G в Польше также произойдет с ощутимым опозданием.

Несмотря на растущее количество абонентов мобильной связи в Польше, их всё еще не так много, как в других европейских странах, однако этот рынок постоянно развивается. Это замечают также зарубежные фирмы телекоммуникации, для которых Польша становится всё более привлекательной как объект инвестиций. В их числе: France Telecom (TP S.A. и Centertel), Deutsche Telecom и Vivendi (обе фирмы - в Польской Цифровой Телефонии), а также шведская Telia (Netia).

Строительство

Еще несколько лет назад Варшава была в Европе третьей по величине строительной площадкой после Москвы и Берлина. Сегодня Польша уже не переживает "строительного бума", но, судя по всему, этот застой носит временный характер и вызван снижением экономической конъюнктуры на внутреннем и внешнем рынках. Жилищное строительство стимулировалось относительно дорогими, но доступными кредитами, налоговыми льготами и желанием населения улучшить жилищные условия. На польском рынке появились польские и иностранные фирмы по строительству и продаже жилья. Свою деятельность также расширили жилищные кооперативы.

Сегодня жилищный рынок кажется насыщенным. Те, кто мог приобрести новые квартиры, уже их приобрели. Цены на жилье пошли вверх, зато стоимость кредита снижалась одновременно со снижением инфляции. Правительство объявило о намерении восстановить конъюнктуру на рынке жилищного строительства, чему должны послужить дешевые кредиты, дотированные из государственного бюджета. Одновременно с общим экономическим оживлением должна улучшиться ситуация и в жилищном строительстве

Параллельно развился рынок офисного строительства. Только в самой Варшаве в течение последних 10 лет было построено несколько десятков деловых центров. В большинстве случаем средства на их строительство поступали из зарубежных источников.

Автомобильный и железнодорожный транспорт

Важнейшая задача, стоящая перед Польшей - это строительство автострад и реструктуризация Польских железных дорог. Правительство планирует ускорить темпы строительства автострад таким образом, чтобы в Польше прибавлялось около 100-150 км ежегодно. Строительные проекты для отдельных отрезков будут готовиться таким образом, чтобы начать их строительство одновременно в нескольких местах. При обеспечении соответствующих механизмов финансирования уже к концу 2004 г. можно будет говорить о строительстве 200 км автострад ежегодно. Система железных дорог считается сектором, имеющим стратегическое значение для польской экономики. Польша будет систематически повышать ее стандарт, чтобы она стала полноправным звеном европейской железнодорожной сети.

Министерство инфраструктуры реализует Программу строительства автострад и других внутренних дорог в Польше на 2001-2005 гг., подробно определяющую способы достижения цели в области дорожного строительства, определенной в правительственной программе "Предпринимательство - Развитие - Работа II". До конца 2005 г. планируется построить около 550 км автострад, около 200 км скоростных трасс, 47 новых кольцевых дорог и обеспечить укрепление 500 км дорожного покрытия.

Польский железнодорожный транспорт обслуживается фирмой Польские железные дороги, которая на протяжении нескольких лет реализует программу реструктуризации с целью модернизации инфраструктуры и подвижного состава. Эта программа состоит в разделении предприятия на три менее крупные фирмы, которые должны приносить большие доходы. Акционерное общество Польские железнодорожные линии будут обслуживать железнодорожную сеть (пути и инфраструктуру), фирма CARGO займется товарными перевозками, а фирма "Пассажирские перевозки", соответственно, транспортным обслуживанием пассажиров.

Кроме реструктуризации и подготовки к приватизации важной целью транспортных предприятий является улучшение качества главных железнодорожных маршрутов и инфраструктуры пограничных переходов. Это должно повысить уровень безопасности железнодорожного движения и увеличить скорость пассажирских перевозок на основных железнодорожных маршрутах до 160 км/час, а товарных перевозок до 120 км/час. На ближайшие годы запланировано развитие комбинированного транспорта, который обеспечит более эффективное использование транспортной инфраструктуры и ограничит движение грузового автомобильного транспорта на дорогах.

Воздушный транспорт

В Польше действуют 5 важных международных аэропортов: в Варшаве, Кракове, Познани, Гданьске и Катовице. Аэропорт им. Фридерика Шопена в Варшаве претендует на роль главного транзитного аэропорта в Центральной и  Восточной Европе. Идет строительство Терминала II. Самолеты польской национальной авиакомпании PLL LOT летают в небе над Европой еще с начала 30-х гг. После 1989 г. современный воздушный флот, густая сеть авиамаршрутов в Европе, воздушный "мост" над Атлантическим океаном, широкая сеть чартерных рейсов, а также качественное профессиональное обслуживание обеспечивают достойную позицию польской гражданской авиации в мире. Программа модернизации PLL LOT - это настоящий успех.

Польша как член Европейской конференции гражданской авиации (ECAC - European Civil Aviation Conference), приняла на себя обязательства участвовать в программах, которые реализуются под эгидой этой организации. Одной из таких программ, принятых с целью увеличения вместимости воздушного пространства, является RVSM (Reduced Vertical Separation Minimum). Программа RVSM, которую реализует Европейская организация по безопасности воздушного флота EUROCONTROL с центральным офисом в Брюсселе, начала функционировать в воздушном пространстве Польши с января 2002 г.

Морское хозяйство

Польское морское хозяйство включает в себя секторы экономики, использующие выход нашей страны к Балтийскому морю. Среди них главное место занимают:

  • судостроение и ремонт судов;
  • морские порты и пристани;
  • морской флот.

Польское морское хозяйство дает около 2,5% ВВП, а его доля в экспорте превышает 6%. Роль секторов экономики, связанных с морем, будет расти, поскольку  морская промышленность - это наиболее глобальная отрасль мировой экономики по причине географического расположения большинства промышленных и торговых центров мира именно у моря.

Судоверфи

Крупнейший сектор польского морского хозяйства - кораблестроение. Польша занимает шестое место в мире по тоннажу производимых судов. В 2000 г. польские судоверфи построили 34 корабля водоизмещением свыше 722 тыс. DWT (616 CGT) общей стоимостью около 1 млрд. долларов США. В настоящее время на польские судоверфи поступили заказы на строительство около 100 судов тоннажем более 2 млн. CGT на общую сумму около 3 млрд. долларов США.

Судоремонтная отрасль ежегодно выполняет заказы на ремонтные услуги на общую сумму более 150 млн. долларов США. В последние годы ремонтные судоверфи принимают особо сложные заказы, как, например, перестройка  судов, строительство новых элементов и ремонт бурильных платформ, а также строительство новых судов.

Польский судостроительный сектор занимает третье место в списке крупнейших польских экспортеров, а его доля в экспорте товаров отечественного производства превышает 5% во всем польском экспорте. Предприятия этого сектора являются также крупнейшими экспортерами промышленных товаров, производимых в Польше.

Все крупные судоверфи, в прошлом государственные, были  успешно приватизированы. Приватизация опиралась на отечественный капитал и собственные управленческие кадры. Польская судостроительная отрасль в настоящее время находится в стадии активной реорганизации. Выделились 3 группы: А/О Холдинг порта Щецинской судоверфи, А/О Судоверфь Гдыня и А/О Гданьская судоверфь "Remontowa".

Польские судоверфи не пользуются никакими субсидиями, а с точки зрения конкурентоспособности они находятся в более трудной ситуации, чем ряд аналогичных предприятий в государствах Европейского Союза, имеющих гарантированную или более доступную помощь из  бюджетных фондов.

Порты

Польские морские порты являются составной частью европейской транспортной инфраструктуры. Сегодня основной задачей, стоящей перед портами, является укрепление их роли как межмодульных транспортных  узлов, объединяющих различные секторы грузового транспорта (железнодорожного, автомобильного и речного). С этой задачей также связана активизация участия польских морских портов в создании современной системы транспортных схем по перевозке грузов морским путем. В портах всё чаще создаются центры по дистрибуции и логистике, что повышает привлекательность портов в глазах инвесторов. Порты превращаются в объекты активного инвестирования и бурного развития хозяйственной деятельности.

Реформа морских портов в основном касается перемен в структуре управления портовой инфраструктурой и портовыми территориями. Происходит отделение сферы управления портом от сектора коммерческих портовых услуг. Согласно плану, этот процесс вступил в завершающую стадию в 2003 r.

С точки зрения оборотов польские морские порты сохраняют стабильный показатель грузооборота, составляющий около 50 млн. тонн ежегодно. Положительным явлением, носящим структурный характер, является рост объема грузооборота штучного товара и контейнеров при одновременном снижении объема массового товара.

Флот

Отечественный морской флот всё еще переживает процесс глубокой реструктуризации, который идет более медленно и является более дорогостоящим, чем предполагалось ранее. Большое влияние на реструктуризацию польского морского флота оказывают внешние факторы, особенно связанные со структурными изменениями в области флота и торговли в мире, происходящими в связи с глобализацией мировой экономики.

Кончается исторический период функционирования морского флота, переправляющего грузы из порта в порт. Перевозки морским транспортом становятся всего лишь одним из элементов комбинированной транспортной схемы, ведущей от поставщика груза к его получателю, а в более широком смысле - составной частью многомодульной системы логистики, формирующей предоставление услуги "door-to-door" в режиме "just in time".

Новаторской инициативой является программа совместных действий Польши и Германии, нацеленных на то, чтобы часть грузов, которая до сих пор перевозится из Польши в Германию автотранспортом, перевозилась судами  ближнего плавания, что соответствует концепции Европейской Комиссии "from road to sea/inland waterway". С этой целью будут проложены новые морские маршруты, предусматривающие также создание инфраструктуры, необходимой для обслуживания портов.


экономика польши

экономика польши
Австрия
Англия
Андорра
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Голландия
Греция
Дания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Латвия
Литва
Люксембург
Мальта
Монако
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Россия
Румыния
Сербия
Словакия
Словения
Турция
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Швейцария
Швеция
Шотландия
Эстония
экономика польши
экономика польши

О проекте |Карта |Рекомендуем
(c) Void Limited Co, 2005
www.paneuro.ru
экономика польши Rambler's Top100