экономика швеции Швеция экономика швеции экономика швеции
 
экономика швеции - рыночная, современная, шведская модель, ввп
экономика швеции
экономика швеции
экономика швеции
 / 
Экономика
экономика швеции
экономика швеции
экономика швеции
экономика швеции

экономика швецииОтели и cпецпредложенияэкономика швецииэкономика швеции
Выбор отеля
 
страна
курорт
категория отеля
Отзывы по отелям
 
страна
курорт
категория отеля
Туры из Москвы
 тел. (495) 921-38-81
страна
курорт
тип тура

экономика швеции

 

экономика швеции
К началу ХХ в. Швеция была однородной по национальному составу, подавляющее большинство из 5 млн. 140 тыс. населения составляли шведы. Кроме них в Швеции проживали 20 тыс. финнов, 7 тыс. лопарей и 20 тыс. представителей других национальностей. Лишь 20% населения проживало в городах, из которых крупнейшими были Стокгольм (302 тыс.), Гётеборг (126 тыс.) и Мальмё (60 тыс.)

Швеция оставалась по преимуществу аграрной страной. В её сельском хозяйстве и рыболовстве было занято 56% населения, в промышленности-27%, в торговле 10% и служащие составляли 7%. Отряд промышленных рабочих составлял 300 тыс. человек.

Основные продукты экспорта: лес и продукты лесопереработки (50%), высококачественная железная руда и металлы. Главные направления экспорта: Великобритания (36%) и Германия (28%).

Социальный облик страны определялся, отчасти, продолжающейся эмиграцией в основном неимущего крестьянства, главным образом в США (36 тыс. в 1903 г. и 25 тыс. в 1910 г.) и высоким уровнем заболеваемости туберкулёзом. Средняя продолжительность жизни на рубеже веков составляла 50 лет.

Уже в это время Швеции принадлежало первое место в мире по числу телефонных аппаратов - 163 - на 10 тыс. человек и по протяженности железнодорожных путей на 10 тыс. жителей - 21 км. (Для сравнения: в Германии этот показатель равнялся 9 км., а в среднем по Европе - 7 км.) Примерно 20% промышленных рабочих были организованы в профсоюзы, которые с 1898 г. объединились в Центральную Организацию Профсоюзов Швеции (ЦОПШ). Профсоюзы входили коллективными членами в Социал-демократическую рабочую партию Швеции (СДРПШ), основанную в 1889 г.

Уже в начале 1900-х годов социалистическое рабочее движение стало фактором политической жизни.

Рабочим организациям противостояло Объединение работодателей Швеции (ОРШ), основанное в 1902 г. В это же время оформились политические партии либералов (1902 г.) и консерваторов (1904 г.), которые как самостоятельные течения фигурировали на политической арене с 80-х годов ХIХ в.

Предвоенное десятилетие - период быстрого развития промышленности Швеции и превращения её из страны аграрной в индустриальную, роста числа банков, складывания монополистических объединений, которых накануне I мировой войны насчитывалось около 200.

Высокая степень концентрации капитала наблюдалась в металлургии и машиностроении, спичечной, химической и пищевой отраслях промышленности. Возникали новые отрасли промышленности, в основе которых лежали шведские изобретения: динамит Альфреда Нобеля, молочный сепаратор и паровая турбина Г. де Лаваля, автоматические маяки Г. Далена, настольный телефон Л.М. Эрикссона и др. Именно в этот период появились фирмы, ставшие всемирно известными: Газаккумулятор (АГА) - 1904г., СКФ (подшипники) - 1907 г., Электролюкс -1910 г. и др.

В ХХ век Швеция вступила конституционной монархией во главе с королём Оскаром II (1872-1907) и двухпалатным парламентом - риксдагом. 125 членов I палаты избирались выборщиками, преодолевшими высокий имущественный и возрастной ценз, которых насчитывалось всего 6 тыс. Среди депутатов I палаты преобладали крупные чиновники, промышленники и землевладельцы. Среди 190 депутатов II палаты основной категорией были сельские хозяева. Правом избирать этих депутатов - вследствие того же имущественного ценза - обладала лишь одна четверть взрослого мужского населения.

С конца ХIХ в. назревал кризис шведско-норвежской унии, объединявшей с 1814 г. два государства с различными конституциями и парламентами. В основе кризиса лежали экономические интересы норвежской буржуазии. В 1905 г. Норвегия объявила о расторжении унии. На встрече правительственных делегаций в шведском городе Карлстаде были достигнуты договоренности о расторжении унии, и военные приготовления, начатые в обеих странах, были отменены.

Выборы по новым правилам во II палату в 1911 г. принесли успех социал-демократам, получившим 64 мандата, и либералам, которые получили 102 мандата из 230. В результате было сформировано либеральное правительство во главе с К. Стаафом (1911-1914). Этот момент можно считать началом шведского парламентаризма: отныне все правительства формируются партией или коалицией, победившей на выборах.

При правительстве Стаафа были проведены некоторые социальные реформы: закон об охране труда (1912) и о народных пенсиях (1913).

В канун I мировой войны шведские консерваторы активизировали требования увеличить ассигнования на оборону и сроки службы призывников. Требования усиления обороны подогревались мощной антироссийской кампанией. Брошюра известного ученого-путешественника С. Гедина «Слово предостережения», живописавшая ужасы грозящей русской оккупации Швеции, была издана в 1912 г. небывалым для Швеции тиражом в 1 млн. экз. и разослана во все домохозяйства.

В феврале 1913 г. консерваторам удалось в поддержку своих требований организовать т.н. крестьянский поход 30 тыс. сельских хозяев со всей Швеции к королевскому дворцу в Стокгольме, где перед ними с милитаристской речью выступил Густав V (1907-1950). Правительство Стаафа было вынуждено уйти. На смену ему пришел кабинет Я. Хаммаршёльда (1914-1917), консервативно настроенного политика, формально беспартийного.

С началом I мировой войны Швеция заявила о своём нейтралитете. Однако нейтралитет носил прогерманский характер. Густав V и королева Виктория, немка по происхождению, открыто демонстрировали симпатии к Германии. Политические партии Швеции, в том числе и СДРПШ, заключили т.н. гражданский мир и обещали отложить внутриполитические споры до окончания войны.

Первый период войны экономика Швеции переживала заметный подъём: воюющие державы предъявляли повышенный спрос на сырьё и готовую продукцию. Высокие цены стимулировали шведский экспорт, и в предпринимательских кругах царил оптимизм. Одновременно рост цен негативно сказался на жизненном уровне трудящихся.

Трудности в экономике появились с начала 1916 г., когда Англия усилила экономическую блокаду Германии. Швеция стала ощущать недостаток сырья для промышленности и продовольствия. Как предпринимательские организации, так и профсоюзы требовали от правительства государственного вмешательства и введения контроля над ценами, экспортом продуктов питания, снабжением населения продовольствием. Продуктовые карточки были введены только в 1916г.

В ходе войны для регулирования экономической деятельности был создан обширный управленческий аппарат, куда вошли ведущие финансисты и промышленники Швеции. Контроль и регулирование осуществлялись при согласовании всех мер с частным бизнесом. Государственные меры ускоряли процесс монополизации в экономике.

Выборы 1917г. во II палату риксдага принесли успех социал-демократической партии, которая, получив 86 мандатов, стала с этого времени крупнейшей парламентской партией. Либералы на этих выборах получили 57 мандатов. I палата по-прежнему оставалась оплотом консерваторов: из 150 мандатов им принадлежали 88. После того, как Брантинг отказался от предложения возглавить новый кабинет, было сформировано либеральное правительство во главе с Н. Эденом (1917-1920), в которое вошли четыре социал-демократа вместе с Брантингом. Выборы 1917 г. знаменовали окончательную победу принципа парламентаризма в политической жизни Швеции.

В 1919 г. был принят закон, превращавший Швецию в демократическое государство: женщины получили избирательные права, кроме того, был отменен имущественный ценз. Трудящиеся добились осуществления и других своих давних требований: установления 8-часового рабочего дня (без снижения зарплаты) и введения принудительного страхования от несчастных случаев за счет предпринимателей.
Дальнейшие реформы осуществил первый однопартийный социал-демократический кабинет Брантинга (весна-осень 1920), в котором впервые был учрежден пост министра социальных дел: введён прогрессивный коммунальный налог, увеличен налог на крупные состояния, сокращены сроки военной службы.

После кризиса I половины 20-х годов экономика Швеции вступила в полосу подъёма. Внешний спрос на шведскую продукцию ускорял техническое переоснащение промышленного производства. Крупные шведские фирмы приобретали мировую известность и открывали зарубежные филиалы. Технические усовершенствования и электрификация распространялись и на сельское хозяйство. В конце 20-х годов в городах проживало около одной трети населения страны.

Экономическое процветание Швеции II половины 20-х годов связано с именем И. Крейгера, финансиста и главы мощного концерна, который приобрёл руководящую роль в ряде отраслей экономики. В обмен на спичечную монополию он давал займы многим странам Европы, Азии и Америки. Крах концерна Крейгера наступил в 1932 г., когда мировой экономический кризис достиг Швеции, усугубив и без того тяжелое положение в промышленности, особенно в её экспортных отраслях: добыче руды, металлургии, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности.

Политическая жизнь 20-х годов не отличалась стабильностью: до 1932 г. сменилось 12 премьер-министров. С 1926 по 1932 г. страной правили буржуазные кабинеты. В 1928 г. был принят закон о судах по трудовым конфликтам, который ограничивал возможности забастовочной борьбы.

Рост безработицы и ухудшение жизненного уровня заставляли рабочих идти на конфликты с предпринимателями. Особой остротой отличались выступления безработных на Севере Швеции. В мае 1931 г. в районе Одалена мирная демонстрация рабочих против привезенных хозяевами штрейкбрехеров была расстреляна солдатами, в результате чего были пять человек убиты и пять ранены. Случившееся потрясло Швецию. Подобных событий в её истории больше не было.

В 1932 г., в разгар экономического кризиса, когда почти половина рабочих не имела работы, социал-демократы выдвинули антикризисную программу и одержали убедительную победу на выборах, получив 104 мандата во II палате. Был создан однопартийный социал-демократический кабинет во главе с П.А. Ханссоном, который с 1925 г. после смерти Брантинга возглавлял СДРПШ. Ханссону принадлежала идея «дома народа», т.е. государства, всеобщего благосостояния, в котором реализуются интересы всех слоёв общества.

Аграрная партия, получившая 36 мандатов, поддержала программу правительства в области рынка труда в обмен на обещание социал-демократов субсидировать сельскохозяйственное производство. На этой основе в 1933 г. двумя партиями было заключено соглашение, так называемая красно-зеленая коалиция, что обеспечило правительству большинство в риксдаге и сделало возможным осуществление его программы. В результате была существенно скорректирована политика помощи безработным. Выборы 1936г укрепили положение партий коалиции: социал-демократы увеличили количество мандатов до 112, а аграрии сохранили свои 36 мест. В новом правительстве Ханссона аграриям было предоставлено 4 портфеля.

Этим правительством во II половине 30-х годов был проведен ряд социальных реформ, из которых наиболее важными были следующие: страхование по безработице, повышение пенсий по старости, пособия на детей, 12-дневный оплаченный предпринимателями отпуск, поощрение жилищного строительства, введение всеобщего бесплатного 9-летнего обучения и улучшение оплаты труда учителей. Реформы финансировались за счет повышения налога на крупные доходы и имущество.

Стабилизации отношений на рынке труда способствовало т.н. Сальтшёбаденское соглашение, заключенное в 1938 г. представителями ЦОПШ и ОРШ. Оно предусматривало мирные способы решения трудовых конфликтов путём переговоров. Отныне забастовка была практически исключена из сферы отношений на рынке труда.

Выборы 1940 г. еще более укрепили положение коалиции: сокращение количества мандатов у аграриев до 28 компенсировалось значительной победой социал-демократов, получивших 134мандата.
Избежав участя в втоорой мировой войне , Швеция превратилась фактически в поставщика сырья, продовольствия и продукции машиностроения для Германии, одновременно попав в зависимость от импорта оттуда угля и кокса. Огромный спрос предъявлялся на шведскую железную руду. Германия стала главным внешнеторговым партнёром Швеции, промышленность которой работала с повышенной нагрузкой, расширяя и обновляя производственные мощности.

Народное хозяйство Швеции в 1939 г. было значительно лучше подготовлено к предстоявшей войне, чем это было накануне I мировой войны. С 1929 г. работала Государственная комиссия экономической готовности к обороне. К кануну войны были созданы государственные резервы, приняты меры по развитию отечественного производства товаров, которые традиционно импортировались, или их заменителей был создан административный аппарат военного времени и разработана детальная карточная система. 70% продуктов питания и большинство товаров народного потребления были рационированы. Всеобъемлющее государственное регулирование экономики сочетало жесткий контроль с поддержкой предпринимателей в виде ссуд, кредитов, государственных заказов и обеспечения дефицитной рабочей силой.

Демократические права граждан в годы войны были значительно ограничены. Для «неблагонадёжных» имелись трудовые лагеря. Средства массовой информации подлежали цензуре. Служба безопасности Швеции активно сотрудничала с Гестапо. Однако шведские фашистские организации, поддерживаемые извне, не стали массовыми и популярными.

В июле 1945 г. коалиционное правительство было заменено однопартийным социал-демократическим. Премьер-министром остался Ханссон, после смерти которого в 1946 г. его преемником стал Т. Эрландер.

Экономика Швеции, избежавшая военных разрушений, быстро переключилась на мирное производство и развивалась ускоренными темпами. Послевоенные экономические трудности сказались в росте инфляции, но ВВП до 1950 г. увеличивался ежегодно на 4,5%. С присоединением к плану Маршалла в 1948 г. экономические связи Швеции с США укрепились. Научно-техническая революция, осуществленная в короткие сроки, обеспечила место шведским товарам на мировом рынке.

Вскоре после окончания войны правительство приступило к осуществлению своей «Послевоенной программы», опубликованной в конце войны и содержавшей ряд важных экономических и социальных реформ. Возрастной ценз для избирателей был снижен до 21 года. При большом сопротивлении буржуазной части риксдага была осуществлена радикальная налоговая реформа. Ставки налога стали более прогрессивными - до 70% дохода, был повышен налог на доходы акционерных обществ, введен налог на крупный капитал и на наследство.

Блок социальных мер состоял из закона о всеобщем страховании по болезни, повышении народной пенсии и одновременном утверждении принципа её соответствия прожиточному минимуму, программы жилищного строительства, введения (с 1948г) пособия на всех детей, независимо от доходов родителей и без какой-либо проверки нуждаемости - унизительной процедуры 30-х годов. Оплачиваемый отпуск был увеличен до 3 недель и осуществлена еще одна реформа единой бесплатной 9-летней школы.

В этих условиях в 1951 г. СДРПШ заключила соглашение с Крестьянским союзом о коалиции, которая под руководством Эрландера находилась у власти до 1957 г. Этому кабинету пришлось решать вопрос о реформировании пенсионной системы, поскольку существовал большой разрыв между пенсиями рабочих и служащих. Повышение народной пенсии в 1946 г. было сведено на нет инфляцией и выходящий на пенсию рабочий получал одну десятую своей зарплаты. В то же время у служащих, имевших договоры с работодателями, пенсия составляла две трети зарплаты.

В 1959 г., после длительных внутриполитических дебатов, Швеция заявила о своем отказе от создания собственного ядерного оружия.

1960-е годы стали временем процветания шведской экономики. Рост ВВП составлял в среднем 4,6% в год. Сбой наступил только в результате двух нефтяных кризисов в 70-х, но и тогда прирост составлял 2% ежегодно. Проблемой стала нехватка рабочей силы, так как приток сельского населения в города, где теперь проживали две трети населения, не обеспечивал потребности расширяющегося производства. Выход нашли, ввозя рабочих, в первую очередь из Финляндии, а также с европейского юга - из Греции, Италии и Югославии. На протяжении 60-70-х годов в Швецию иммигрировало около полумиллиона человек.

Научно-техническая революция 60-х годов вела к структурной рационализации, закрытию нерентабельных предприятий во многих отраслях. Государство субсидировало структурную перестройку и переквалификацию рабочей силы. С конца 60-х годов Швеция занимала одно из первых мест в мире по производству и экспорту продукции машиностроения, точной аппаратуры на душу населения. Мощные концерны, такие как «Вольво», СААБ, АСЕА, АГА, СКФ, «Буфорс» стали ведущими не только в Швеции, но и в Западной Европе.

Научно-технический переворот преобразил сельское хозяйство, которое отныне основывалось на комплексном использовании техники, электричества, химических удобрений и средств защиты растений.

Благоприятная экономическая конъюнктура и укрепление позиций на очередных парламентских выборах 1960 г. дали возможность СДРПШ, которая совместно с 5 мандатами коммунистов имела большинство во II палате, приступить к очередной серии социальных реформ: были увеличены пенсии, пособия на детей и жильё для семей с детьми, приняты законы о 4-х недельном оплачиваемом отпуске для всех трудящихся, 40-часовой рабочей неделе, об обязательном коллективном страховании жизни трудящихся.

Идея равных стартовых возможностей лежала в основе реформы обязательной общеобразовательной девятилетней школы, которая дополнялась пятью «линиями» трёхлетнего гимназического обучения и расширением сети высших школ и университетов.

Соглашение ЦОПШ и ОРШ на 1960-61 гг. предусматривало постепенное уравнение зарплаты мужчин и женщин за одну и ту же работу. В 1965 г. была принята жилищная программа, осуществлённая за десять лет и решившая проблему дефицита жилья. С этого времени стали говорить о шведском государстве, заботящемся о своих гражданах с колыбели до могилы.

Социальные реформы проводились одновременно с ростом налогов: косвенных, коммунальных и с оборота. Расходы на социальное обеспечение в середине 60-х гг. составляли 30% государственного бюджета.

С конца 60-х годов появился термин «шведская модель», который до сих пор не имеет единого определения. Обычно имеется в виду государство, успешно сочетающее экономический рост с высоким уровнем социального обеспечения на фоне политической стабильности и относительной бесконфликтности в обществе.

«Шведская модель» характерна смешанным типом экономики (90% в частном владении), сочетанием рыночных отношений с государственным регулированием, централизованной системой переговоров о заключении коллективных договоров между профсоюзами и предпринимательскими организациями. «Шведская модель» включает также идеи выравнивания доходов, обеспечения равных возможностей и высокий уровень гражданской ответственности.

Шведский король платит налоги (с 1976 г.) и дает отчет об использованных бюджетных средствах (около 100 млн. крон в год).

В 1980 г. был изменён закон о престолонаследии: мужчины и женщины теперь обладают равными правами наследования. Таким образом, наследницей шведской короны стала принцесса Виктория (1977 г.р.), а не её младший брат Карл Филипп (1979 г.р.). Позднее, в 1994 г. были внесены небольшие изменения в срок депутатских полномочий: отныне он продлён до 4-х лет.

С середины 1970-х наступила полоса экономических трудностей. Ведущие экспортные отрасли переживали кризис. Инфляция, рост цен и высокие налоги порождали разочарование и недовольство.

Выборы 1976 г. принесли поражение социал-демократам, правившим страной 44 года. Они собрали 42,7%голосов, получили 156 мандатов и остались крупнейшей партией в риксдаге, но лишились абсолютного большинства. Правительство было сформировано буржуазной коалицией, которую возглавил председатель Партии центра Фельдин. До 1982 г. сменилось четыре буржуазных кабинета

В первые два года пребывания у власти несоциалистического правительства была осуществлена трёхкратная девальвация кроны, укрепившая конкурентоспособность шведского экспорта, отменены отчисления предпринимателей на социальные нужды и значительно выросли цены на внутреннем рынке. Однако основные завоевания трудящихся не были затронуты. Изменений в социальной политике не произошло.

На посту председателя партии и премьер-министра стал Ингвар Карлссон (1986-1991). Его правительство при поддержке либералов снизило налоги. Парламентские выборы 1988 г несколько укрепили положение социал-демократов. На этих выборах впервые добилась успеха зелёные - Партия окружающей среды - они собрали 5,5% голосов избирателей и получили 20 мандатов в риксдаге.

Расстановка политических сил изменилась после выборов 1991 г. СДРПШ, утратив 18 мандатов, осталась всё же самой крупной фракцией - 138 мандатов. Второй по величине стала фракция консерваторов (УКП) с 80 мандатами. Впервые на этих выборах получила представительство в риксдаге Христианско-демократическая партия, завоевавшая 26 мандатов. В выборах приняла участие и недавно созданная крайне правая партия Новая демократия и получила 25 мандатов. Новую коалицию буржуазных партий возглавил лидер консерваторов Карл Бильдт. Это правительство сразу же уменьшило взносы предпринимателей в фонд социального страхования наемных работников и ликвидировало фонды трудящихся на предприятиях, которые, впрочем, не оправдали больших надежд, возлагавшихся на них профсоюзными экономистами.

Правительство Бильдта спешно провело и другие экономические и социальные реформы либерального характера: были снижены ставки для больших доходов с 73 до 59%, для средних заработков до 30-40%, а для низкооплачиваемых (90 тыс. крон в год) - до 24%. Налог на прибыль корпораций был снижен до 30%. Однако государственный долг за три года удвоился и в 1993-94 бюджетном году составил 1200 млрд. крон. Безработица сохранялась на уровне не менее не менее 7%.

В предвыбрной кампании 1994 г. вопросы экономики играли первостепенную роль. Свыше 45% избирателей проголосовали за социал-демократов, и в результате было сформировано правительство во главе с Карлссоном, а после ухода его на пенсию в 1996 г. главой кабинета стал Ёран Перссон. Выборы 1998 г., хотя и уменьшили число стороников социал-демократов до 36,6% , но правительство Перссона сохранилось .

В 90-е годы несмотря на рост инвестиций, в том числе иностранных, и высокий спрос в мире на шведские товары, экономика Швеции, отличающаяся высокой степенью интернационализации, стала испытывать некоторые трудности: несколько снизился рост наиболее производительных отраслей, увеличился дефицит бюджета, вырос государственный долг. Стоимость труда в Швеции стала самой высокой в мире.

Несмотря на проведенною налоговую реформу, система подоходного налога в Швеции одна из самых высоких. Согласно официальным данным ЕС, уровень налогов в Швеции, где они составляют 55% ВВП, - самый высокий в Европе.

Безработица стала постоянной на уровне 8-9%, и это при том, что еще 4,4% безработных заняты в различных программах рынка рабочей силы. В середине 90-х 7% населения, среди них большинство иммигрантов, живут на социальные пособия. Шведам пришлось перейти к политике экономии, и послышались разговоры о конце государства всеобщего благосостояни. Экономия тяжелее всего сказалась на молодёжи и одиноких матерях. Сокращение коммунальных расходов на социальные нужды привело к увеличению очередей на плановое лечение в поликлиниках и больницах, места в домах престарелых и детских садах. К тому же количество воспитателей в группах и учителей в школах сократилось. Шведам трудно было привыкать к мысли, что их страна уже не входит в число самых богатых в мире.

Всё же в конце ХХ в. Швеция - одна из самых развитых индустриальных стран мира. 85-90% её промышленности находится в частных руках. Династия финансистов и промышлеников Валленбергов по-прежнему сохраняет ведущую роль в экономике. Уже в начале 90-х Швеция была на первом месте в мире по степени компъютеризации: 165 персональных компъютеров на 1 тыс. жителей.В середине этого десятилетия в сельском хозяйстве, рыболовстве и лесном хозяйстве занято 3,3% населения, при том, что Швеция обеспечивает себя продуктами сельского хозяйства более, чем на 80%.

Её население увеличилось до 8,8 млн человек, из которых 1 млн иммигранты или имеют хотя бы одного родителя-иммигранта, т.е.13% населения имеют иностранное происхождение. Шведская иммиграционная политика ориентирована на интеграцию новых граждан в шведское общество. Правила въезда в страну значительно ужесточены в 1989 г.

Все трудящиеся имеют пятинедельный оплаченный отпуск. Средняя продолжительность жизни примерно 76 лет у мужчин и 81 год у женщин.

Шведы имеют самый маленький в мире средний размер домохозяйства - 2,2 человека и самую высокую долю домохозяйств, состоящих из одного человека, в Стокгольме - 63%.

Всё большее распространение получает в последнее время новая форма брачной жизни без какой-либо регистрации. Свыше половины всех детей, родившихся в 80-90-е годы, приходится на такие семейные сожительства.

В конце ХХ в. Швеция активный участник общеевропейского сотрудничества, успешно развивает всесторонние межскандинавские и балтийские субрегиональные связи.

В ХХ веке Швеция прошла путь от бедной аграрной страны с отсталым избирательным устройством и недемократическим парламентом до передовой индустриальной державы, ставшей одним из центров передовой информационной технологии, современным правовым государством с устойчивой социально-политической системой.


экономика швеции

экономика швеции
Австрия
Англия
Андорра
Бельгия
Болгария
Великобритания
Венгрия
Германия
Голландия
Греция
Дания
Ирландия
Исландия
Испания
Италия
Латвия
Литва
Люксембург
Мальта
Монако
Нидерланды
Норвегия
Польша
Португалия
Россия
Румыния
Сербия
Словакия
Словения
Турция
Финляндия
Франция
Хорватия
Черногория
Чехия
Швейцария
Швеция
Шотландия
Эстония
экономика швеции
экономика швеции

О проекте |Карта |Рекомендуем
(c) Void Limited Co, 2005
www.paneuro.ru
экономика швеции Rambler's Top100